Кольский полуостров (п-ов Средний и Рыбачий), часть 3
Посетив артпозиции во второй половине дня мы добрались до западного побережья полуострова Средний. Это место «Двух братьев» (сейды-останцы — священное место саамов) и берега «желтых камней». Смотри фото и вы поймете, почему места называются именно так. Это был один из самых красивый и эмоциональных дней.
Ехать туда довольно сложно, т.к. дорога совсем разбитая, грязная и идет в довольно “мокром” месте с огромными лужами и камнями вдоль высокой растительности местами. Как только мы спустились на побережье, то оказались на вершине огромного обрыва. Под нами в метрах 50 плескался океан, а впереди на много километров шло почти ровное побережье. Кто-то остался в машине, которая двинулась дальше, 2 км до места назначения, но большинство вывалило и пошло вдоль берега. Невозможно было описать эту красоту и чувство. Солнце впервые наконец полностью вышло из-за туч и можно было снять куртку. Под ногами зеленый тундровый ковер, шум волн, море чаек и других птиц, огромные просторы вокруг. Люди так разбрелись, что казалось, будто ты там один. И я был там один, т.к. сразу оторвался от всех и убежал вперед, мне никто не мешал, я будто один на краю мира. Это чувство постоянно преследовало меня в путешествии. Думаю, оно было в позитивном контексте.
Какое-то метео-оборудование. А вокруг ни души. Представляю, что тут бывает в шторма.
Весь вечер мы что-то там делали, нас чем-то угощали, кто-то купался, а кто-то согревался двумя единственными способами: у костра или глинтвейном. Я же, когда только оказался там, был настолько поражен прибоем, что провел больше часа на берегу около волн. Потом я пошел мочить ноги, закатав штаны по колено и попытавшись как можно дольше продержаться в ледяной воде. Это было незабываемо. И вокруг не было никого. Огромные безлюдные просторы. Бесчисленное множество камней, утесов. Даже по самой отвесной стене можно спуститься пешком, аккуратно перебираясь по торчащим камням. В некоторых местах навалены глыбы такого огромного размера, что и не понятно, откуда они тут вообще. Это сложно описать словами. Мне кажется, у каждого человека подобные места вызывают похожие, но в то же время свои собственные эмоции. Поэтому лучше всмотреться в фотографии, чем читать слова.
Там наверху военная база. Когда мы ехали сюда, то дороге проходила там, сверху, немного поодаль от базы, были видно много разной техники, поломанной и не очень. Конечно, все эти “космические” антенны немного портят впечатление от “натуральности” этого места.
Босиком пытаюсь устоять в воде. Хватает секунд на 5-10, потом ноги начинают жутко болеть. Очень тяжело босиком ходить по таким камням, но это чуть ли не единственное место там, где можно так безопасно спуститься к воде.
Таня Калмыкова, конечно, устроила нереальный опенэйр своим голосом, своим пением. Девушка еще известная под музыкальным коллективом SWA (Folk, Ethnic). Много ее трэков вы можете найти вКонтакте для прослушивания. А ребята из Дроллсов (группа «Drolls») своими забавным старыми народными песнями добавили. Музыка на видео абсолютно оригинальная. Это был один из тех моментов, когда ветер не задувает в супер чувствительный микрофон мыльницы, и она смогла уловить это волшебное пение. Когда лежал там, прямо перед ней, то мурашки иногда пробегали по телу, такой там был звук.
В тот день с утра было пасмурное, но в обед все начало проясняться и вечер мы проводили в лучах заходящего где-то там вдали над горизонтом моря.
Часов в 9 вечера, когда Таня все еще пела, я максимально далеко ушел, чтобы при этом не переставать слышать ее пение. Я сидел на камне прямо у кромки моря, справа от меня простирался бескрайний безлюдный берег океана, где там очень-очень далеко тень от облака начала прикрывать землю, но я был в лучах солнца и звуках музыки. И только ветер… В голове в такие моменты обычно бренности бытия. (Бренность бытия ставит нас перед вопросом смысла нашей экзистенции: Я есть – ради чего? — Альфред Лэнгле). А фраза «Чувство упущенной жизни превращает смерть во врага, а умирание – в муку» наводит на мысль, что вот она жизнь, вот он я здесь и сейчас, как долго и трудно я добирался сюда, но как много мне это дало.
В следующей, предпоследней части моего повествования я расскажу о нашей пешей многочасовой прогулке через перевал Муста-Тунтурии — гористого перешейка между материком и полуостровом Средний. На нам на протяжение всей второй мировой войны шли бои. Это самая “космическое” часть рассказа, т.к. мы были ближе к небу, по которым плыли красивейшие облака.
Продолжение следует…